1. Методика
как наука. Общая и частная методика.
Итак, методика обучения иностранным языкам как наука
имеет свой предмет исследования — изучение процесса обучения подрастающего
поколения иностранным языкам и его воспитания средствами этого предмета. Этот процесс
имеет свои специфические закономерности.
Перед методикой как наукой стоят следующие проблемы:
определение иностранного языка как учебного предмета (уточнение целен и задач
обучения, отбор содержания обучения), изучение деятельности учителя (разработка
организационных форм, методов и приемов обучения), изучение деятельности ученика
(проверка эффективности тех или иных приемов, изучение развития ребенка и т.
п.), установление специфических закономерностей, определение сферы действия
закономерностей смежных наук и выявление их специфического преломления.
В теории преподавания иностранных языков целесообразно
различать общую и частную методики. Если общая методика разрабатывает общие
принципы обучения и воспитания учащихся независимо от изучаемого языка, то частная
методика представляет собой теорию обучения определенному языку в условиях
конкретной языковой аудитории.
Искусство учителя состоит в учете определенных закономерностей,
отраженных в соответствующих принципах и рекомендациях, применительно к данным
конкретным условиям обучения и воспитания. ]
Во всех
пособиях по методике, рекомендованных для студентов, указывается, что перед
методикой как наукой стоят три проблемы, подлежащие исследованию: I) цели и
задачи обучения иностранным языкам. 2) содержание обучения и 3) принципы,
приемы, методы преподавания. Приведенный перечень проблем показывает, что
изучению подвергаются главным образом вопросы, связанные с деятельностью
учителя и определением материала, которым он пользуется. Такое ограничение
круга проблем, подлежащих исследованию, приводит к тому, что сам Объект
воспитания и обучения — ученик — 'выпадает из поля зрения н методика становится
«бездетной». Нельзя правильно оценить деятельность учителя, не изучая глубоко
деятельность учащихся. Подобный подход не дает возможности организовать
обучение и воспитание па подлинно научной основе.,