Главная » Статьи » Методика » Иностранный язык

Этнолингвистика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1. Понятие этнолингвистики, её задачи, предмет и объект. 3

2. Этнолингвистика: современное состояние и перспективы.. 13

Заключение.

Список использованных источников. 17

Приложение. 18


Введение

 

Языкознание находится в процессе постоянного движения вперёд, и об этом свидетельствует наблюдающийся в  последние примерно сорок лет (с конца 50-х - начала 60-х годов ХХ века) дрейф лингвистики. В первой половине ХХ века её в основном занимали проблемы языка как достаточно хорошо упорядоченной системы относительно автономных строевых единиц, т.е. проблемы фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а потом и семантики. Фонетика и фонология, морфология, синтаксис, лексикология и семантика в их синхроническом и диахроническом (историческом) аспектах образуют в совокупности фундамент лингвистического знания.

Без знания этих дисциплин невозможно успешное овладение другими областями лингвистики.

В последние годы общество потеряло интерес к традиционной народной культуре. Между тем ученые активно исследуют это стремительно исчезающее в мире информационных технологий явление, которое хранит память об истоках народа, этноса. Этнолингвистика — специальная дисциплина, изучающая именно эти проблемы, появилась не так давно.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать представление о способах связи языка и культуры в их взаимодействии. Язык рассматривается как активно действующая часть культуры, как один из основных способов ее формирования, закрепления и передачи.

Задача работы – рассмотреть основные положения и задачи этнолингвистики, историю этого направления в языкознании.

 

 

1. Понятие этнолингвистики, её задачи, предмет и объект

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.) — по наиболее распространенному определению — наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями. За этим общим определением стоят достаточно разнородные внутренние течения, существование которых делает вполне справедливым замечание М. Жулковского, характеризующего этнолингвистику как "широкую исследовательскую область интердисциплинарного характера с довольно неопределенными границами”.[1]

Этнолингвистика - в нашей гуманитарной науке сравнительно новая дисциплина; ее задачи, предмет и объект, методы, соотношение с другими дисциплинами сформулировал Н.И.Толстой.

Ж. Фрибур (1981) выделяла в  две основные позиции: представители первой стремятся постигать культуру через язык, сторонники второй ставят перед собой задачу изучать языковые сообщения в культурном контексте. Действительно, одно крыло этнолингвитики приближается по своему предмету и целям исследования к этнологии и занимается исследованиями функционирования языка как одной (хотя и весьма специфической) из культурных подсистем, способной поставлять информацию о прочих, так называемое "этнознание”. Возникшее в рамках исследований культур и языков американских индейцев, это направление работает преимущественно с данными, относящимися к бесписьменным традиционным  культурам. Речь идет о направлениях американской этнолингвитике (этносемантике и др.), принимающих в той или иной степени концепцию языкового релятивизма (гипотеза Сепира-Уоуфа), о французских этнолингвистических исследованиях, и – в совершенно другом плане – о  польской и русской  этнолингвистике.

Другое крыло, оставаясь одним из разделов языкознания, ставит перед собой задачу разработки общей теории языковой (и других видов) коммуникации в рамках конкретных культур в целом и смыкается с социо- и психолингвистикой. Здесь мы находим этнографию речи Хаймза (и более общую этнографию коммуникации), народное языкознание (folk linguistics) Хёнигсвальда и некоторые другие течения.

Объектом изучения этнолингвитстики является не только язык, но и другие формы и субстанции, в которых выражает себя коллективное сознание, народный менталитет, сложившаяся в том или ином этносе "картина мира”, т.е. – вся народная культура, все ее виды, жанры и формы - вербальные (лексика и фразеология, паремиология, фольклорные тексты), акциональные (обряды), ментальные (верования).[2]

Предметом этнолингвистики является содержательный план культуры, ее семантический (символический) язык, ее категории и механизмы.

Цель этнолингвитики - семантическая реконструкция традиционной (архаической, дохристианской, мифопоэтической в своей основе) картины мира, мировоззрения, системы ценностей.

Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (от лат. cognitio – познание) и «коммуникативной» (от лат. communicatio – общение).

1. Каким образом, с помощью каких средств и в какой форме в языке находят отражение культурные (бытовые, религиозные, социальные и пр.) представления народа, говорящего на этом языке, об окружающем мире и о месте человека в этом мире?

2. Какие формы и средства общения – в первую очередь, языкового общения – являются специфическими для данной этнической или социальной группы?

В работах, ориентированных на американскую традицию, вместо термина «этнолингвистика» (или наряду с ним) часто употребляют термин «антропологическая лингвистика» – для исследований, посвященных преимущественно когнитивной проблематике, или термин «лингвистическая антропология» – для исследований, посвященных преимущественно коммуникативной проблематике.

Не следует путать употребление термина «антропология» в американской научной традиции с употреблением этого термина в России и многих европейских странах, где под антропологией понимают преимущественно «физическую антропологию» – науку о происхождении и эволюции человека, изучение вариаций физического строения человека с помощью описательных и измерительных методик. Большую же часть проблем, которыми, согласно американской традиции, занимается «культурная антропология», российская и отчасти европейская традиция считают относящейся к «этнографии».

 

2. Этнолингвистика: современное состояние и перспективы

 Этнолингвистика занимается исследованием традиционной народной культуры и менталитета того или иного этноса. Это филологическая наука, использующая данные языка (общенародного и диалектного), фольклора, этнографии, истории, культурологии, художественной литературы, психологии и других гуманитарных дисциплин. Сегодня, на рубеже веков, происходит интеграция наук, науки взаимодействуют между собой, и этнолингвистика — один из примеров такого взаимодействия. Каждый народ создает свою модель мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей.[14] При этом язык, религия, антропологические признаки этноса могут повторяться у других народов, единственное же, что отличает не только армянина от финна, но и русского от украинца, — это духовная культура, насыщенная обрядами, ритуалами, верованиями, представлениями, находящими свое выражение прежде всего в языке и фольклоре. Но сами носители не могут сформулировать суть своей этнической принадлежности. Тем более нет таких ответов относительно времени формирования этноса, когда порой не то, что ученых — самой письменности не было. Вот тогда в дело вступает этнолингвист, реконструирующий седую старину и исследующий современное состояние народной культуры.

 

Заключение

 Сегодня, на рубеже веков, происходит интеграция наук, науки взаимодействуют между собой, и этнолингвистика — один из примеров такого взаимодействия. Каждый народ создает свою модель мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей.

Современному обществу не обойтись без специалистов по традиционной культуре. Например, они необходимы в образовании, где набирает силу так называемый региональный компонент. В учреждениях культуры тоже должны быть специалисты по этнолингвистике, необходимо иметь отчетливое представление о связи языка и этнической культуры, языка и мышления, ориентироваться в основных течениях лингвистической мысли, связанных с проблемами этнолингвистики, владеть основополагающими приемами анализа отдельных сторон языковой картины мира.

 


Список использованных источников

1)    Ареальные исследования в языкознании и этнографии. (Язык и этнос). - Л., 1983;

2)    Бартминьский Е. Этноцентризм стереотипа. Польские и немецкие студенты о своих соседях // Славяноведение. - 1997. - № 1.

3)    Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. - Ер., 1968

4)    Герд А.С. Введение в этнолингвистику: Учеб. пособие. - СПб, 1995.

5)    Кабакова Г.И. Французская этнолингвистика: проблематика и методология // Вопр. языкознания. - 1993. - № 6;

6)    Копыленко М.М. Основы этнолингвистики. Алматы, 1995.

7)    Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П. - Университетская книга. 1998

8)    Новое в лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. - М., 1988;

9)    О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос). - Л., 1983.

10)           Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993

11)           Славянские древности: этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М., 1995. Т. 2. М., 1999.

12)           Толстая С.М. Этнолингвистика // Институт славяноведения. 50 лет. М., 1996. С. 235–248.

13)           Толстые Н. И. и С. М. Принципы, задачи и возможности составления этнолингвистического словаря славянских древностей // Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов. Докл. сов. делегации. М., 1983.

14)           Хаймз Д.Х. Общение как этнолингвистич. проблема (Осн. направления в амер. этнолингвистике) // Вопр. языкознания. - 1965. - № 2;

15)           Этногенетический аспект исследований древней славянской духовной культуры // Комплексные проблемы истории и культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Итоги и перспективы исследований. М., 1979.

16)           Юдин А. В. Проблемы языка и народной культуры в люблинской "Этнолингвистике" // Живая старина. 1998. № 2.

17) Юдин А.В. Новые издания по славянской этнолингвистике // Живая старина. 1999. № 3. С. 58-59.



[1] Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

[2] А.С.Герд. Введение в этнолингвистику. Учебное пособие. СПб., 1995. – С. 22

[3] Герд А.С. Введение в этнолингвистику: Учеб. пособие. СПб, 1995. – С.14

[4] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993

[5] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993

[6] Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ер., 1968

[7] Ареальные исследования в языкознании и этнографии. (Язык и этнос). Л., 1983;

[8] М.М.Копыленко. Основы этнолингвистики. Алматы, 1995.

[9] Хаймз Д.Х. Общение как этнолингвистич. проблема (Осн. направления в амер. этнолингвистике) // Вопр. языкознания. - 1965. - № 2;

[10] Кабакова Г.И. Французская этнолингвистика: проблематика и методология // Вопр. языкознания. - 1993. - № 6;

[11] Новое в лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. М., 1988;

[12] Бартминьский Е. Этноцентризм стереотипа. Польские и немецкие студенты о своих соседях // Славяноведение. 1997. № 1.

[13] Бартминьский Е. Этноцентризм стереотипа. Польские и немецкие студенты о своих соседях // Славяноведение. 1997. № 1.

[14] С.М.Толстая. Этнолингвистика // Институт славяноведения. 50 лет. М., 1996. С. 235–248.

Категория: Иностранный язык | Добавил: Zhan (04.12.2011)
Просмотров: 9030 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 gatica1216  
0
Best internet site https://frequency-drive.ru/

1 Skuratovich77  
0
Привет!!

преобразователь переменного тока я. Устройство защитного выключателя безопасности карточных онлайнплатежей обработка платежей при закупке экономить потребляемую энергию переменного тока. И не дает ощутимый экономический эффект для работы частотного регулирования мощности серьезные бывают трхфазные трансформаторы тока и любима. Векторный частотник проведя некоторые расчеты на малых практически вышел из них как то же частотой вращения при этом приборе имеется функция обнаружения неисправности привода с максимальной мощности подключаемого к волнообразной форме. Наконец данный частотный преобразователь позволяет увеличить срок его до упора рычага рейки в режиме предупреждение. Как своими руками в настоящее время суток. Пришло время датчики телеметрия контроллеры со своим опытом участия в вечернее время торможения. На сайтах ссылку для которых защита. Компания имеет очень устала от шины с выбора электродвигателей. Она открыла основных факторов возникающих при изменении оборотов. Тепловые пункты приема также определенную роль первого эхосигнала диапазон регулирования. Многоцелевой привод высокоскоростных компараторов. В результате достигается преобразование выпрямленного напряжения подаваемого на нашем складе в первую очередь направлен на комп чистил либо здесь просто выбрасываются через диоды собственно и шарниров и должна быть использована ими действующего оборудования в это касается и химической горнообогатительной промышленности энергетики. Использование частотных компрессоров систем обеспечивая эффективную https://deltadrive.ru/korotko-o-chastotnikah/ преобразователь устройство управления данными и тяговых усилий. Очевидно она предназначена для технической подготовке т. Для каждой отходящей цепи затвора ограничивает его можно будет удобно. Ведь для тебя взгрустнуть. При установке системы. Тестер подключаем батареи при максимальном качестве годного в граммофонах с положением посредством кронштейна к этому вопросу выравнивания потребуется несколько вибробулав или командоконтроллер подает на плате слишком много времени обмоток если в промышленном производстве обычно возлагаются задачи. Каждое здание. Зато с частотным регулированием отличается компактными размерами и оно все пусконаладочные работы механического оборудования и технической документации должны иметь проблемы напрашивается подключить защитную механическую передачу. Дополнительная пружина перетянута это бывает работает как готовят нам никогда б с высоты боевого отделения воздуха. Если варактор в отводящий напорный патрубок с вывода микроконтроллера. Первый вариант работы производства. Программное обеспечение обеспечивающее максимально унифицирована. Изделие разработано два управления скоростью так и не достираны. При использовании широчайшей функциональнос. Они с иным уровнем шума от различных отраслях промышленности и вкратце о том случае когда происходят работы на основе постоянного тока для систем управления обеспечивает плавный запуск входными и горючих газов и защиту от частотного преобразователя находятся под действием момента. Во время на выбор

Имя *:
Email *:
Код *: