Главная » Статьи » Методика » Общее

Содерждание образования как категории дидактики. Цели, содержание обучения ИЯ в средней школе.

2. Содерждание образования как категории дидактики. Цели, содержание обучения ИЯ в средней школе.

При преподавании иностранных языков выдвигаются две цели: коммуникативная -формирование  умения   пользоваться   изучаемым   языком как средством общения, и учебно-воспитательная - обеспечивающая общее образование и воспитание учащихся.

Поэтому термин «практическое овладение языком» примени­тельно к иностранному языку означает формирование учений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выра­жения своих мыслей (также в устной и пись­менной формах).

Поскольку общение между людьми может осуществляться непосредственно (понимание на слух, говорение) и опосредо­ванно, через книгу, письмо и т. п. (чтение, письменное выраже­ние своих мыслей), то практическое овладение языком пред­полагает формирование умении, характерных для разных, видов речевой деятельности: устной речи, чтения и письма.

Целью обучения в. общеобразовательной школе не может быть развитие умении и навыков разговорной речи, так как эта цель не учитывает конкретных условий преподавании, а именно требует специального изучения стилей иностранного языка, что при существующей сетке часов нереально/'

Ограничение требований по устной речи устной работой так­же неприемлемо, потому что такое ограничение противоречило бы задаче практического овладения языком.

Языковое общение в устной форме подразумевает, как из­вестно, владение двумя различными видами деятельности: гово­рением и пониманием на слух.

В связи с этим задача обучения учащихся средней школы устной речи должна быть конкретизирована в двух направле­ниях: в направлений обучения говорению и обучения понима­нию речи на слух.

Таково основное содержание общеобразовательной цели при изучении иностранных языков. Однако оно не исчерпывается этим. Изучение иностранных языков вносит известный вклад в развитие логического мышления. К сожалению, до настоящего времени отсутствуют специальные работы, в которых было бы показано, как влияет изучение иностранного языка на развитие мышления.

К сожалению, в практике преподавания почти не обращается внимание на логичность и стройность построения высказывания, хотя но требование является составной частью общеобразова­тельной цели изучения иностранных языков.

Общеобразовательное значение и «учения иностранных языков состоит не только в осознании учащимися своего мышления, лучшем по мании родного языка, в развитии логического мыш­ление. Иностранный язык, как уже говорилось, будучи средством получения информации, позволяет учащимся приобретать новые для них сведения из истории, культуры страны изучаемого языка или других наук, в зависимости от характера подбираемых учебных материалов. Учитывая »ту особенность иностранного языка.

Таким образом, первой составной частью содержании обучения иностранному языку является знание конкретного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики, орфографии.

Для того чтобы дать учащимся эти знания, необходимо четко представлять себе объем и характер тех языковых знаков -языковой материал, который учащиеся должны знать. Поэтому мри определении содержания нужно отобрать языковой мате­риал, что и является одной и» задач методики.

/Вторая составная часть содержания обучения иностранному языку — умения и навыки "Поскольку, как указывалось выше, практическая цель обучения иностранным языкам подразумевает развитие устной речи, чтения я письма, то в содер­жание обучения войдут умения и навыки устной речи, чтения и письма.

Содержание обучения, однако, этим не ограничивается. Нельзя определить характер языкового материала, а также развить умения и навыки, если не учитывать тематику, на основе которой формируются устная речь и чтение. Для доказатель­ства сказанного обратимся вновь к анализу акта общения.

Обобщая все сказанное выше, можно утверждать следующее. Содержание обучения иностранный языкам включает лексический, грамматический н фоне­тический материал; умении и навыки устной речи, чтения и письма: тексты как образцы зву­чащей и написанной речи; тематику, ив основе которой ведется обучение устной речи и чте­нию, а также языковые понятия, отсутствую­щие в родном языке.

Отбор разных составных частей содержания обучения иссле­дован не в одинаковой степени. Наиболее патио изучен вопрос об отборе лексического и грамматического материала и текстов. Вопросы отбора умений и навыков, а также моделей требуют тщательного научного исследования.

При конструировании содержании обучении следует учиты­вать как достаточность отобранного содержания обучения для реализации поставленных задач, так и возможность его усвое­ния учащимися при данных конкретных условиях.

Категория: Общее | Добавил: Zhan (04.12.2011)
Просмотров: 2272 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: