2. Содерждание
образования как категории дидактики. Цели, содержание обучения ИЯ в средней
школе.
При преподавании иностранных языков выдвигаются две цели:
коммуникативная -формирование
умения пользоваться изучаемым
языком как средством общения, и учебно-воспитательная - обеспечивающая
общее образование и воспитание учащихся.
Поэтому термин «практическое овладение языком» применительно
к иностранному языку означает формирование учений и навыков понимания мыслей
других людей (в устной и письменной формах) и выражения своих мыслей (также в
устной и письменной формах).
Поскольку общение между людьми может осуществляться
непосредственно (понимание на слух, говорение) и опосредованно, через книгу,
письмо и т. п. (чтение, письменное выражение своих мыслей), то практическое
овладение языком предполагает формирование умении, характерных для разных,
видов речевой деятельности: устной речи, чтения и письма.
Целью обучения в. общеобразовательной школе не может
быть развитие умении и навыков разговорной речи, так как эта цель не учитывает
конкретных условий преподавании, а именно требует специального изучения стилей
иностранного языка, что при существующей сетке часов нереально/'
Ограничение требований по устной речи устной работой
также неприемлемо, потому что такое ограничение противоречило бы задаче
практического овладения языком.
Языковое общение в устной форме подразумевает, как известно,
владение двумя различными видами деятельности: говорением и пониманием на
слух.
В связи с этим задача обучения учащихся средней школы
устной речи должна быть конкретизирована в двух направлениях: в направлений
обучения говорению и обучения пониманию речи на слух.
Таково основное содержание общеобразовательной цели
при изучении иностранных языков. Однако оно не исчерпывается этим. Изучение
иностранных языков вносит известный вклад в развитие логического мышления.
К сожалению, до настоящего времени отсутствуют специальные работы, в которых
было бы показано, как влияет изучение иностранного языка на развитие мышления.
К сожалению, в практике преподавания почти не
обращается внимание на логичность и стройность построения высказывания, хотя но
требование является составной частью общеобразовательной цели изучения
иностранных языков.
Общеобразовательное значение и «учения иностранных
языков состоит не только в осознании учащимися своего мышления, лучшем по мании
родного языка, в развитии логического мышление. Иностранный язык, как уже
говорилось, будучи средством получения информации, позволяет учащимся
приобретать новые для них сведения из истории, культуры страны изучаемого языка
или других наук, в зависимости от характера подбираемых учебных материалов.
Учитывая »ту особенность иностранного языка.
Таким образом, первой составной частью содержании
обучения иностранному языку является знание конкретного языкового материала:
лексики, грамматики, фонетики, орфографии.
Для того чтобы дать учащимся эти знания, необходимо четко
представлять себе объем и характер тех языковых знаков -языковой материал,
который учащиеся должны знать. Поэтому мри определении содержания нужно
отобрать языковой материал, что и является одной и» задач методики.
/Вторая составная часть содержания обучения
иностранному языку — умения и навыки "Поскольку, как указывалось выше,
практическая цель обучения иностранным языкам подразумевает развитие устной
речи, чтения я письма, то в содержание обучения войдут умения и навыки устной
речи, чтения и письма.
Содержание обучения, однако, этим не ограничивается.
Нельзя определить характер языкового материала, а также развить умения и
навыки, если не учитывать тематику, на основе которой формируются устная речь и
чтение. Для доказательства сказанного обратимся вновь к анализу акта общения.
Обобщая все сказанное выше, можно утверждать следующее.
Содержание обучения иностранный языкам включает лексический, грамматический н
фонетический материал; умении и навыки устной речи, чтения и письма: тексты
как образцы звучащей и написанной речи; тематику, ив основе которой ведется
обучение устной речи и чтению, а также языковые понятия, отсутствующие в
родном языке.
Отбор разных составных частей содержания обучения
исследован не в одинаковой степени. Наиболее патио изучен вопрос об отборе
лексического и грамматического материала и текстов. Вопросы отбора умений и навыков,
а также моделей требуют тщательного научного исследования.
При конструировании содержании обучении следует учитывать
как достаточность отобранного содержания обучения для реализации поставленных
задач, так и возможность его усвоения учащимися при данных конкретных
условиях.